Росгосстрах – Чемпионат России. Премьер-лига
Собственный корреспондент "СЭ" в странах Центральной Европы побывал в тренировочном лагере самарской команды "Крылья Советов", проводящей сбор в Австрии.
Коллер против ЯрошикаВ гостинице Avita, где расположились "Крылышки", первым я встретил Эдуардо Лобоса. Чилийский вратарь позировал перед камерами с клюшкой для гольфа в руках, изображая из себя профи и в этом виде спорта. На самом же деле снаряжение принадлежало вовсе не ему, а его супруге Паулине, а сам Лобос, как выяснилось, не имел о гольфе ни малейшего представления.
Во время первого мини-турнира на австрийском сборе, который устроил для своих подопечных Леонид Слуцкий, вратарь, продолжая работать на публику, вошел в другую роль – грубияна. Он шутливо выталкивал из вратарской нападающих соперников. Не потому ли после матча некоторые самарские футболисты – из тех, кто проиграл, – проходя мимо главного, нарочито бурчали что-то себе под нос. На что Слуцкий невозмутимо отвечал: "Какие могут быть претензии, ребята?! Инспектор матча поставил мне за судейство оценку 9,5 из 10 возможных".
Что интересно, ветеран Ян Коллер полностью разделял мнение наставника:
– Наша команда выиграла, поэтому я тоже ставлю судье самую высокую оценку, – поведал мне со смехом чешский гигант.
Большой Ян собрался переезжать во Францию
– Скажите, а почему своего соотечественника Ярошика в этих поединках вы не пощадили, нокаутировав его мячом, когда били по воротам?
– Ничего страшного: Иржи это даже полезно – будет знать, как попадаться мне на пути. Он, кстати, хочет взять реванш за неудачу в настольном теннисе, но, уверен, и здесь у него ничего не получится.
– Слышал, что вы собираетесь покинуть Самару и перебраться во Францию. Якобы ради того, чтобы находиться рядом со своей семьей, вы готовы играть даже в третьей лиге. Правда?
– Признаться, такие намерения имеются. Дело в том, что дочери надо уже идти в школу, поэтому мы и затеяли этот переезд.
– А как же Антонин Паненка, президент пражской команды "Богемианс", которому вы, насколько мне известно, обещали, что после "Крыльев" обязательно осядете в его клубе, где и завершите карьеру?
– Если я поступлю как обещал, то получится полная ерунда. С таким же успехом я бы мог тогда остаться в Самаре. В Праге я опять же буду находиться вдали от своей семьи, которая собирается жить в Монако. Словом, в таком варианте не вижу особого смысла. А вот "Канн", куда я подумываю перейти, как раз то, что для нашей семьи надо.
– Зимний отпуск вы провели в Чехии, где играли в хоккей. А что делали во время летней паузы?
– У меня были проблемы с дыханием, поэтому я ездил в Монако, где и прошел курс лечения. Сейчас все в полном порядке (Ян, чтобы не сглазить, постучал по столу, а затем, согласно чешскому обычаю, и по зубам. – Прим. Б.Т.).
Наскальные рисунки хорватов сохранились по сей день
– Почему два друга, соотечественники Коллер с Ярошиком, не играли в одной команде? – спросил я Слуцкого, вернувшись к событиям, которые произошли на моих глазах во время мини-турнира.
– Сделал это автоматически, разделив их по амплуа. Кроме того, мне надо было создать три приблизительно равные по силам команды.
– Знаете, что в вашей гостинице во время Euro-2008 жила сборная Хорватии?
– Еще бы мне не знать, ведь до сих пор на дорожках, ведущих к стадиону, где мы тренируемся, сохранились, можно сказать, наскальные рисунки с хорватской символикой!
– Почему "Крылья" выбрали для летних сборов именно эти места?
– Первоначально мы хотели ехать в Леоганг, где во время чемпионата Европы располагалась наша сборная, но там элементарно не осталось мест. Когда же в качестве замены нам предложили курорт с термальными источниками, выяснилось, что в нашей команде есть знатоки этих мест. К примеру, доктор Владимир Хохлов. Два года назад он останавливался в этой гостинице с "Ростовом". Он же и дал хорошие рекомендации. И пока мы всем довольны.
– Федеральную землю, на которой вы разбили свой лагерь, заливает дождями больше остальных. Уже ощутили это на себе?
– Не глобально. Знаете, если бы на наши футбольные поля вылилось столько воды, то от них, думаю, ничего бы не осталось. А австрийские, к счастью, держатся.
– Во время тренировки разразилась гроза, но вы продолжали работать…
– В моей практике я только один раз капитулировал перед непогодой. Это было в Москве, когда пошел крупный град.
– "Крылья Советов" приехали в Австрию самой последней из российских команд, когда уже стало ясно, что с погодой не повезло. Не было желания отменить визит?
– Мы думали об этом, но, пообщавшись с представителями "Рубина", который обосновался в том же городе, что и мы, решили не менять планы. От казанцев узнали, что срывы если и бывали, то разовые и что основную часть работы они все равно выполняли. Словом, успокоились и не стали ничего отменять.
– С соседями уже общались?
– Обещал заглянуть в гости мой бывший подопечный Роман Адамов.
– На базы российских команд в Австрии порой заезжают торговцы футбольным снаряжением, предлагая купить ту или иную вещицу. Как вы относитесь к таким коммерсантам во время сборов?
– Если их продукция пользуется спросом, то ради бога. Главное, чтобы это происходило в свободное время.
Слуцкий гордится Колодиным и Адамовым
– Какие цели ставите перед командой в чемпионате?
– Хотим быть в пятерке лучших. Но учитывая, как складывается чемпионат, с одной стороны, эту задачу можно и перевыполнить, потому что группа вверху очень плотная, с другой, по той же причине эту задачу можно и не выполнить.
– А в Лиге Европы?
– По большому счету мы в Европе дебютанты, и я лично до сих пор не до конца понимаю, какой уровень соперничества нас ожидает.
– Россияне скоро уедут из Австрии, а эти края заполонят немцы из бундеслиги. Не хотели бы с ними встретиться?
– В третьем раунде мы на них не попадем, а до четвертого надо еще дожить. Пока же у меня нет никаких приоритетов по поводу конкурентов.
– Год назад в эти дни завершился чемпионат Европы. Что он вам дал?
– Многое. Я был в Австрии в тот период, и мне удалось воочию посмотреть ставший уже легендарным матч с Голландией. Таких эмоций, как тогда, не испытывал раньше никогда. Наша сборная играла на равных с лучшими командами мира. И приятно было осознавать, что в ней есть два моих воспитанника – Денис Колодин и Роман Адамов. Не зря, получается, думал я, работал семь лет в детско-юношеском футболе, подготовив призеров чемпионата Европы. Год назад мы вдруг осознали, что, оказывается, бегаем не хуже остальных.
– В этих краях есть так называемая Улица замков. Не собираетесь с футболистами осмотреть местные достопримечательности?
– Думаю, нет. Футболисты сами решат, что им делать в свободное время.
– Намерены ли вы посмотреть последний контрольный матч "Рубина" на сборе в Австрии?
– Мы настолько хорошо знаем друг друга, что контрольная игра не сможет изменить сформированные годами оценки. Да и не получится, так как и у нас в это время свой матч.
– Какие у вас козыри в матче ближайшего тура против чемпионов страны?
– У нас есть определенные моменты, которые могут стать как нашими козырями, так и нашими ограничениями. И именно после этой игры мы, видимо, поймем, в какую сторону все повернется – в положительную или отрицательную.
– С Коллером трудно будет расставаться?
– По-человечески понять его можно.
– Объясните, пожалуйста, что, собственно, произошло с Эскобаром? Почему его нет на нынешнем сборе?
– У нас с ним не в первый раз возникают проблемы. Он колумбиец, а к гражданам этой страны по известным причинам в Европе относятся очень настороженно. Отчаявшись получить визу в Москве, он даже летал на родину, чтобы там решить проблему, но ничего не получилось…
Борис Тосунян из Бад-Тацманнсдорфа
"Спорт-Экспресс"
1 июля 2009 года.