Бывший гендиректор «Спартака» Юрий Первак дал интервью новой газете(выдержки)
— Что еще входило в ваш проект?
— Были интересные задумки по полному ассоциированию бренда «Лукойла» и «Спартака», чтобы ромбик клуба висел на заправках компании по всему миру. Были идеи и по продвижению бренда на азиатский рынок. Я, к примеру, хотел купить в команду японца Накамуру. Он ведь отличный игрок, выступал в Италии, потом в «Селтике», но помимо этого он очень популярен у себя на родине. Если бы Накамура оказался у нас, я вам гарантирую: одну игру чемпионата России раз в неделю точно бы показывали в Японии. А это — права на трансляцию — значит, и деньги клубу, не говоря уже об имидже.
— Ну и, наверное, самая главная часть проекта — строительство стадиона?
— Безусловно. Прошло уже три года с момента, как я ушел из «Спартака», а строительство, по сути, не сдвинулось ни на шаг. Я пригласил в Россию одну из лучших в мире строительных фирм и менеджеров, которые вообще-то занимались подготовкой чемпионата мира 2006 года. Компания Hochtief должна была строить, а менеджеры продвигать бренд. На тот момент проект стоил 130 млн. Но! Разработчики говорили, что компания LG также заинтересована в этом проекте. И они готовы заплатить 20 млн, чтобы стадион назывался их именем. Далее: примерно 20% стоимости любой арены уходит на технику и аппаратуру; LG, естественно, устанавливала все это бесплатно. То есть реальная стоимость стадиона колебалась в районе 80 млн.
А в итоге мне сообщили, что у меня нет времени заниматься строительством, и его отдали в руки другого человека. Три года прошло, и теперь все это обойдется в 550 млн долларов. Причем это реальная на сегодня стоимость, хотя бы потому, что изменился сам проект: там будет уже две арены — одна крытая, другая — нет.
— А за вас вообще часто решали, есть ли у вас время или нет?
— К сожалению, да. Например, в истории с переездом Кавенаги. У меня уже была аргентинская виза, но в последний момент то же самое: у тебя нет времени, едет смотреть и заключать контракт Женя (Смоленцев — нынешний технический директор «Спартака». — Р. А.). По правде говоря, у меня тогда этот трансфер вызывал много вопросов: дорогой, сможет ли прижиться, попадет ли в тактическую схему? И я больше склонялся к покупке бразильца Дуду. Он стоил гораздо дешевле, и как-то верилось в него больше. В итоге, время показало, кто принес большую пользу российскому футболу.
— А вы не могли бы назвать точную сумму, за которую купили аргентинца?
— Нет. Официально звучала сумма, кажется, в 14 млн. Но я не вникал: мое дело было только перечислить сумму на указанные счета.
— Помимо Видича у «Спартака» были возможности пригласить какого-то классного игрока из серьезного клуба?
— Полно. У клуба была возможность заполучить Самуэля Это'О, когда он еще даже не играл за «Барселону» (он тогда в Кубке УЕФА забивал «Спартаку» за испанскую «Мальорку»). Мы сделали предложение: сколько? Нам ответили — 10 млн. Но тогда в клубе у трансферов были немного другие задачи, а камерунца купила «Барселона».
— А еще примеры можете привести?
— Пожалуйста: Хенрик Ларсон. В 32 года он был свободным агентом и мог бесплатно перейти в любой клуб. Он просил зарплату в 3 млн и был готов переехать в Россию. Но некоторым в клубе он показался старым, и сделка не состоялась. Зато затем Ларсон в свои годы забивал и в «Барселоне», и в «Манчестере».
Или другой пример — Кристиан Вьери, тоже ведь в прошлом один из лучших нападающих в мире. У него заканчивался контракт с «Интером», и итальянцы за заслуги перед клубом готовы были его отпустить бесплатно. Главное было «потянуть» немаленькую зарплату. Ему тогда было 32 или 33 года, и пользу «Спартаку» он еще мог принести, учитывая его опыт и статус. Так вот мы нашли компромисс по его зарплате. У Кристиана есть собственная линия одежды, и если бы нам удалось помочь ему наладить распространение в России, то, естественно, размер его зарплаты уменьшался. Но и с ним вышла та же история — мол, старый, и все.
В «Спартаке» мог также играть нынешний основной защитник «Манчестера» и сборной Франции Патрис Эвра. Договоренность уже была, но в последний момент один «великий специалист» отсоветовал Федуну его покупать: характер у француза сложный, непонятно, как он себя поведет?
Самая нелепая история вышла с левым защитником немецкой «Герты» и сборной Хорватии Йосипом Шимуничем. На него тогда претендовало несколько клубов, но мне благодаря немецким агентам удалось договориться с игроком и клубом. Причем сумма была тоже вполне реальная — 5,5 млн. От нас уже ждали официального факса, чтобы начать оформление сделки, когда вдруг в «Герту» звонит все тот же «специалист» и говорит, что он действует по поручению президента клуба Леонида Федуна. Его спрашивают: «Где Первак?». Ну, мол, у него сейчас нет времени заниматься этим вопросом. «Хорошо, Шимунич продается, но за 10 млн».