Йохан Кройфф – человек, который изменил «Барсу»
В пять часов вечера в то воскресенье Йохан зашел элегантно одетый и изменил историю «Барсы». Футболка с номером «9» на спине, месяцы ожидания до получения разрешения играть, «Барса» в кризисе, вылет из Кубка УЕФА, вторая с конца в Ла Лиге, с четырьмя очками после шести игр. Эта «Барса» была катастрофой. Кройфф приехал, взял «вожжи» в свои руки и, начиная, с 28-го октября 1973 года, команда добилась 17 побед и шести ничейных результатов и завоевала Ла Лигу, которая не покорялась ей на протяжении 14 лет. Йохан забил два гола в своей дебютной игре против «Гранады» и еще 14 в последующих встречах.
«Камп Ноу» расценивал его как чудо. Йохан был гением. Тридцать лет спустя Рональдинью произвел схожий эффект на болельщиков своей улыбкой, своим дриблингом, своим чудесным голом против «Севильи», своим выступлением на «Бернабеу» и своей магией. Но тем, кто изменил историю, был Йохан. Рональдинью был волшебником, Йохан – гением. Как игрок он не смог повторить то, что ему удалось в первый год игры за «Барсу», но его свой главный вклад он внес не тогда, а в 1988 году, когда вернулся в качестве тренера.
Немногие люди признают, что у Йохана произошли большие изменения в его менталитете. Он был велик как артист, но на его футбольную философию повлияли английские тренеры, которые работали с ним в Голландии (с Виком Бакингэмом он дебютировал в «Аяксе» в 1964). Как игрок, он верил, что английский стиль будет доминировать в мире. После того, как он закончил карьеру футболиста, он задавался вопросами, вернулся к истокам (Яни Ван дер Веен был его наставником в тренировочном центре «Аякса»); он расширил свои знания и эволюционировал. Кройфф вернулся в «Барселону» с другими идеями: контроль мяча, организация игры вокруг мяча, атака как призвание. Йохан развил это до такой степени, пока это не стало сердцем клуба: от первой команды до последней из юношеских команд. Кройфф привнес революционную идею в мир футбола, несмотря на историческую сдержанность клуба, у которого не было собственного стиля, и вопреки срочной необходимости добиться результатов.
Его наследие как тренера включило в себя его триумфы с Дрим Тим. И хотя он никогда не мог интеллектуально выразить принципы, которых он придерживался (другие делали это за него и с большим успехом), его влияние оказалось огромным. Годы спустя Райкард и Гвардиола в ФК «Барселона» (Луис Арагонес и Винсенте дель Боске в национальной команде) сублимировали эту идею и добились успеха, о котором никто не мечтал. Влияние гения как игрока было огромным и исключительным как тренера. Человек, у которого были тысячи недостатков, но без которого «Барса» не стала бы такой, каковой она является сегодня.