Аршавин: "Мы, русские, для всего мира загадка"
"Как сегодня матчи чемпионата России закончились?" - возник вопрос за праздничным ужином по случаю вручения Андрею Аршавину приза "Звезда" в лондонском ресторане Nobu. "Три игры - 0:0", - сообщил спецкор "СЭ". "А еще "Алания" ведет - 1:0", - неожиданно добавил Аршавин. Капитан сборной России может не подключать дома российское телевидение и не видеть матчей нашего первенства - но о том, что он в курсе даже не самых важных новостей, данная ремарка говорит, по-моему, весьма убедительно. Лично меня, признаюсь, результат матча "Ростов" - "Алания" интересовал постольку-поскольку - тем более в Лондоне и по ходу встречи. А вот Аршавин его знал.
Но говорили мы час с лишним большей частью все же об "Арсенале", Арсене Венгере, английском футболе. Не обошли тему сборной России. Как всегда, Аршавин отвечал на вопросы лаконично и предельно честно. В этом смысле он со времен отъезда из "Зенита" не изменился вообще. И слава богу.
- Можете уже назвать себя патриотом "Арсенала"?
- Думаю, я бы солгал, назвав себя таким уж патриотом. При этом, конечно, с уважением отношусь к этому клубу и рад, что являюсь его частью. Очень благодарен болельщикам "Арсенала", которые меня любят.
- Сколько еще лет должно пройти, прежде чем у вас появится желание поцеловать эмблему лондонского клуба?
- В принципе я могу ее хоть в следующем матче поцеловать. Только я никогда в жизни не целовал ни одной эмблемы ни одного клуба. Лишь один раз показал на флаг сборной России - после того, как мы выиграли у сборной Голландии на Euro.
- Не целовать эмблему - это принцип?
- Не считаю, что таким способом можно что-то доказать. Прекрасно помню один пример, когда в "Зените" Виталий Леонтьевич Мутко говорил нам: "Вот у нас один игрок целует эмблему клуба. Такими, ребятишки, я хочу видеть и вас!" А следующей зимой этот игрок "свинтил" в киевское "Динамо". Вот и все.
- Речь о Романе Максимюке?
- (Улыбается, но не отвечает.)
- Та история засела в ваше подсознание, из-за чего вы и не хотите целовать эмблемы?
- Я и раньше понимал, что это ничего не значит. Нет, может, для тех, кто это делает, и значит. Но...
- Скажите, как друг Владимира Быстрова, - он все-таки целовал эмблему "Спартака" или нет?
- Вова сказал, что нет. Я ему верю, потому что он - мой друг.
- "Зенит" для вас значит больше, чем "Арсенал"?
- На данный момент я больше думаю об "Арсенале". За "Зенитом" слежу только по результатам матчей, но иногда получаю и эсэмэски от ребят.
- Вам нравится, каким путем сейчас идет питерский клуб?
- А я не знаю этот путь. Для этого нужно смотреть матчи.
- Нет желания поставить дома тарелку, чтобы ловить российские телеканалы и смотреть наш футбол?
- У меня нет желания ставить русское телевидение, у семьи - есть. Пока я выигрываю.
- Почему?
- Потому что сейчас мы живем в Англии. И чем быстрее привыкнем именно к английской жизни, тем нам будет проще.
- Однажды вы сказали, что богатым людям в России комфортнее, чем в Англии. На островах, по вашим словам, много правил, которые нет никакой возможности обойти, тогда как у нас - иначе.
- Имел в виду то, что сервис для людей, у которых есть деньги, в России лучше. К примеру, мы разговариваем с вами в ресторане, и ни я, ни кто-то другой не смог бы припарковать машину прямо у его входа. Только там, где положено! А в России оставил бы ее прямо у дверей, и охранник следил бы, чтобы с машиной ничего не случилось. Это самый элементарный пример.
ГУС БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЕН И ОТКРЫТ, ЧЕМ АРСЕН
- Если бы вам серьезное предложение сделали такие принципиальные оппоненты "канониров", как "МЮ" или "Тоттенхэм", рассмотрели бы вопрос?
- Из Лондона в другой английский город я не уеду. Такое может произойти только в случае каких-то чрезвычайных обстоятельств. Я и к английской столице с трудом привык, а в другом месте мне будет вдвойне сложно.
- А если вас захотят приобрести "Челси" или "Тоттенхэм"?
- Из "Арсенала" в "Тоттенхэм" перейти невозможно. На такое способны только очень рисковые люди (смеется).
- Ваш 35-летний одноклубник Сол Кэмпбелл в свое время проделал не менее рискованный обратный путь - из "шпор" в "канониры".
- Не знаю, какая у него ситуация. Знаю лишь то, что с тех пор, как он к нам присоединился, Сол - лучший игрок нашей команды.
- Как я понимаю, у вас с ним сложились теплые отношения.
- Да. И он ко мне уважительно относится, и я его очень уважаю. Потому что вижу, как он работает, как общается с ребятами, которые лет на 15 моложе него. Если бы это было в России, мы бы сказали, что это - пример для подражания. Таким должен быть профессиональный футболист.
- После победы в Кубке Англии-2004/05 "Арсенал", будучи одной из топ-команд Англии, не выиграл ни одного титула, хотя в период с 1998 по 2004 год трижды становился чемпионом страны. С чем вы это связываете?
- (Пауза.) Наверное, просто уровень игроков, которые были в "Арсенале" прежде, выше тех, что играют теперь.
- Вы стали едва ли не первым игроком, на покупку которого "Арсенал" потратил значительную сумму денег. Такая экономичная политика клуба тоже, по-вашему, отражается на результатах?
- Не знаю. У Арсена - свое видение, как нужно тратить деньги. Вести бизнес именно так - право клуба. Зато "Арсенал" всегда в прибыли. Это просто другая философия топ-клуба, чем есть где-то еще.
- С Венгером на тему необходимости доукомплектования говорили?
- Нет.
- А хотите?
- Если будет возможность - побеседуем. Он достаточно открытый человек. Ну или не то чтобы открытый - но с ним можно разговаривать.
- Француз более замкнут, чем Гус Хиддинк?
- Гус, конечно, более эмоциональный и открытый человек.
СОК НА БАЗЕ - ТОЛЬКО ПО УТРАМ
- Вам когда-нибудь доводилось общаться с Венгером в неформальной обстановке - допустим, в ресторане, за бокалом вина?
- Нет.
- А было бы интересно?
- Думаю, для этого не нужен бокал вина. Можно и так пообщаться, если захочешь. Мне это было бы интересно.
- Как бы вы охарактеризовали его как человека?
- Профессиональный, дисциплинированный, целеустремленный. Но по большому счету я его не знаю.
- Отто Рехагель, приняв сборную Греции, приглашал всех игроков по одному в ресторан для разговоров по душам, один на один. А как знакомство с вами начал Венгер?
- Когда первый раз встретились, он задал несколько вопросов, я на них ответил. Это продолжалось недолго.
- К себе домой он приглашал?
- Нет.
- У того же Рехагеля, только в "Вердере", большую роль в формировании атмосферы играла жена, постоянно собиравшая супруг и подруг футболистов. А вы или Юля знаете, как выглядит спутница жизни Венгера?
- Нет, не знаем.
- Многим французам свойственна элегантность в одежде, эстетское отношение к жизни, определенный снобизм. Венгеру все это свойственно?
- На базе я его все время вижу в тренировочной форме. На играх он в костюме. А в обычной одежде я его, по сути, и не видел. Снобизма тоже не замечал.
- Французские футболисты в раздевалке между собой говорят на своем языке?
- Да, ограничений никаких нет.
- А с Венгером?
- В зависимости от ситуации.
- То, что в команде нет английского костяка, как-то сказывается на единстве коллектива и на результатах?
- Трудно сказать. У нас очень дружная команда. Мне было комфортно влиться в нее. А результаты, по-моему, не зависят от национальности футболистов. Да и немало наших игроков приехали в Англию в 18 - 19 лет, некоторые даже прошли школу "Арсенала". Поэтому они ощущают себя здесь своими.
- Если бы вы были англичанином, критиковали бы "Арсенал" за малое количество представителей коренной нации?
- Может быть, не знаю.
- Но в "Зените"-то вы всегда говорили о том, что своих воспитанников в клубе зажимают.
- Потому что свои воспитанники в "Зените" были лучше тех, кого туда привозили. Если бы в "Зенит" приезжали такие звезды, как Месси, я бы никогда ничего не говорил.
- Кстати, было ли желание поменяться футболками с Месси после матча "Арсенал" - "Барселона"?
- Вышло так, что я получил травму, и оставшееся время в подтрибунных помещениях занимался лечебными процедурами. Специально выходить после игры на поле для обмена футболками не стал.
- Нет ощущения, что "Арсенал" - команда не столько английская, сколько французская? Местных игроков-то в нем - Уолкотт, Кэмпбелл да Гиббз, в то время как соотечественников Наполеона и Дюма - аж семь?
- Когда я только очутился в "Арсенале", мне показалось, что по-французски в нем говорили много. Но как в целом устроен клуб, какие в нем правила - все именно английское.
- А какие правила вас удивили больше всего?
- Еда в ресторане отеля перед игрой. Она, на мой взгляд, скудная, выбора вообще нет. Никогда, допустим, не бывает закусок. Меня это удивило. В "Зените" у нас всегда столы ломились. В "Арсенале" же на завтрак можно сок, а на обед - уже нельзя. Кроме воды, на базе в это время вообще ничего нет.
Еще - то, что в медицинской комнате нельзя читать газету, а журнал - можно. Почему - не понимаю. Есть и другие мелочи. Скажем, то, что доктор приходит только в понедельник, вторник и пятницу, а не все дни находится с командой.
- У него еще другая работа, что ли, есть?
- Вроде, да. Говорят, что так обстоит дело во многих клубах.
- Занятно - речь-то об одном из топ-клубов планеты.
- Вот и я так же подумал. Еще удивило, что мне полгода не могли привезти теплую тренировочную кофту размера "М". Были только "L". Спрашиваю: "Почему?" - "А мы "М" никогда не заказывали". В "Зените" это было бы на следующий день.
- В гостиницу всегда заезжаете за день до домашней игры?
- Когда игра в семь вечера - в день матча. Собираемся на стадионе и едем в отель. Если же матч дневной, заезжаем накануне вечером.
- Внутрикомандная иерархия как-то отличается от того, что есть в России? Есть, скажем, разделение на ветеранов и молодых?
- Понятно, что по возрастному принципу так или иначе люди общаются - у игроков разных поколений свои интересы. Но поскольку у нас 90 процентов игроков - молодежь, большого разделения нет.
- Вас, почти 29-летнего, как ветерана воспринимают?
- А я сам себя ветераном не ощущаю.
1 Часть