Прощание славян
Игорь Бурдыга «Expert Online» , 11 мар 2014, 11:56
Репортаж о двух неделях проведенных в «Правом секторе»: кто такие радикалы, как они бьют титушек и чего от них стоит ждать в правительстве Украины
«Смерть ворогам!» — гласит надпись над входом на пятый этаж Дома профсоюзов.
«Смерть ворогам!» — выведено черным маркером на моей зеленой армейской каске.
«Смерть ворогам!» — кричим мы хором по нескольку раз в день в ответ на дежурное «Слава нации!».
Мы — «Правый сектор»
Имя тебе — Полевой
Попасть в ряды «Правого сектора» оказалось гораздо легче, чем я себе представлял. 1 февраля, спустя пару недель после первых столкновений на Грушевского, я меняю прическу, прощаюсь с бородой, надеваю одежду попроще и подхожу к палатке «Правого сектора» на Майдане Незалежности.
— Записаться на пятом этаже можно. Попроси охрану, чтоб тебя провели, — добродушно советует молодой часовой, греющийся возле самодельной печки из двух металлических бочек.
Строгая охрана Дома профсоюзов тоже расположена к новобранцам.
— Пойдем, пойдем, подкрепление, — вызывается показать мне дорогу мужчина лет за 40. — А чего к правым, а не в Самооборону?
Короткий подъем позволяет мне не отвечать на вопрос. Впрочем, сегодня мне зададут его еще несколько раз.
— Еще новобранцы? — теперь удивляется уже часовой пятого этажа. — Ребята, смотрите: прут и прут. Догоняй по коридору, вон там пацан перед тобой пришел, на собеседование отправился.
«Собеседование» проводит высокий молодой парень, на вид около 25 — как выясняется позже, один из старших командиров ПС. Черные брюки, камуфляжная куртка, длинный казацкий оселедец, торчащий из-под подвернутой балаклавы.
— Почему вы решили присоединиться к «Правому сектору»? — задает он главный вопрос, не спрашивая ни документов, ни даже имен.
— После беспредела, произошедшего на Грушевского, я считаю вас единственной организацией, способной защитить Майдан в борьбе с режимом. Хочу в этом помочь, — отвечаю я ему заученной еще дома фразой. Пришедший со мной паренек говорит что-то о традициях казачества и национальной гордости. Командира наши ответы очевидно устраивают.
— Я должен предупредить вас, что вы вступаете в боевую организацию. За ваши действия вам, возможно, придется иметь дело с правоохранительными органами, отвечать перед судом, может грозить лишение свободы, здоровья и даже жизни, — произносит он, видимо, не раз уже повторенный дисклеймер, показывая для убедительности перебинтованную руку: — Это меня осколком на Грушевского задело.
Нас расспрашивают об особых навыках и умениях. Очень нужны переводчики и программисты — ПС готовится к «выходу в свет». Я же хочу узнать о жизни рядовых бойцов, поэтому не рвусь на «блатные» должности — представляюсь простым работником супермаркета из Херсона.
— Боевые единоборства, огнестрельное оружие?
— Я стреляю из охотничьего, но ни ружья, ни разрешения нет.
— Уже хорошо.
— А что, есть из чего стрелять? Я думал оружие у ментов…
— Надо будет, и у нас найдется, — темнит командир.
Разобравшись с навыками, он направляет нас в один из отрядов (направо по коридору, третья дверь по другую сторону). Там нас встречает командир отряда — еще моложе предыдущего.
— Радикал (имена и псевдонимы всех героев, кроме публичных персон, изменены. — «Репортер»), — представляется он. — Придумайте себе псевдо.
С этих пор меня зовут Полевой. Радикал записывает себе в блокнот мое «настоящее» имя, которое я придумал на ходу, возраст и контактные данные, обещая уничтожить записи при первой же опасности.
— Добро пожаловать в «Правый сектор», бойцы!
Оформление заняло у нас чуть больше часа. Близится ночь, и я отпрашиваюсь «к другу за вещами», обещая вернуться утром, чтобы окончательно расквартироваться. Пришедший вместе со мной паренек просит разрешения ночевать дома.
— А сегодня я еще на день рождения хочу успеть. Мне как раз 18 исполнилось. Приход в «Правый сектор» — главный подарок, до совершеннолетия не брали.
— Хорошо, покинуть расположения отряда разрешаю. Завтра получите пропуска, без них на пятый этаж вход воспрещен.
«Правый сектор» взял на себя ответственность за начало январских столкновений на Грушевского и считает, что победа в них одержана именно благодаря ему
Пионерлагерь для переростков
— «Правый сектор», подъем!!! — зычный крик дежурного по этажу — гораздо лучше будильника. — Побудка!!! Побудка!!!
Пятый этаж встает в восемь утра. На помощь дежурному приходят командиры отрядов, не стесняющиеся будить спящих в коридоре бойцов легкими пинками. Собрать нехитрую постель (у меня это каремат и спальный мешок), умыться, выпить кофе — на это есть минут десять. Потом построение и утренняя зарядка — «руханка».
В «Правом секторе» я уже несколько дней. Наш отряд «Засіка» размещен в сдвоенном кабинете Федерации профсоюзов и его окрестностях. В меньшей комнате живет уже неделю как простуженный Радикал, в большей — несколько бойцов. Первые пару дней там пытаюсь кантоваться и я — опасаясь попасться на глаза бывшему коллеге, а ныне пресс-секретарю ПС Артему Скоропадскому, чтоб не признал и не выдал. Но места мало, и пришлось переселиться в коридор.
«Руханка» — комплекс упражнений, состоящий из пробежки до Европейской площади и назад и несложной гимнастики возле палатки «Правого сектора» (внизу лестницы, ведущей к Октябрьскому дворцу). Терпимо даже для меня, парня не особо спортивного. Кроме зарядки в течение дня еще, как правило, две тренировки: рукопашный бой и маневры с тяжелыми щитами. Вот, в принципе, и вся забота в мирный день.
Еще бывает регулярное дежурство: внутреннее — у входа на пятый этаж, возле лифта и возле штаба и внешнее — возле палатки ПС. Последнее — реальный шанс прочувствовать на себе народную любовь, особенно в выходной день. Дело в том, что в палатке принимается помощь от граждан: деньги, продукты, одежда, каски, сигареты, бензин и пенопласт на коктейли Молотова и прочее, и прочее. Несут сумками, если не мешками. В первый же воскресный день моего дежурства, за 15 минут народного вече, «Правому сектору» передали около 2 тысяч грн.
— Мальчики, вы герои! Возьмите чаю с пирожками, а вечером мы вам тортик принесем, — кружат возле нашей печки две немолодые женщины.
— Вечером уже другая смена будет. Но все равно несите, — за щедрость мы платим натянутой любезностью. Например, разрешаем фотографироваться с нами на фоне баннера, терпеливо выслушиваем советы от «диванных бойцов» — народная любовь требует жертв.
Во время тренировок со щитами мы демонстрируем зрелище в обмен на полученный хлеб. Поглазеть на то, как отряд за 15–20 секунд строит практически непробиваемую (по идее) «черепаху», неуклюже марширует в ней и выдерживает атаку предполагаемого противника, собирается по вечерам по паре сотен зевак.
— Отряд «Засіка», построить «черепаху»!!! Сомкнуть щиты! Держим!
— Мы «Беркут», вам всем п…ц, сдавайтесь, — это помочь нам с тренировкой пришел еще один отряд.
Тут же в «черепаху» летят камни, бревна, петарды (осторожно, глаза!). Нас пробивают с разбега, метелят по щитам дубинками, выхватывают из построения передних (врешь, не возьмешь — «Правый сектор» своих не сдает!). Мы выдерживаем. Аплодисменты, занавес.
— Хлопцы, зачем все это? Мы же за мирный протест. Господь Бог вас за это… — выскакивает неожиданно между «нападающими» и «защищающимися» маленькая бойкая старушка. Всеобщий хохот заглушает ее последние слова, пара бойцов бережно отводит бабулю подальше от плаца.
Потом мы шаримся по YouTube в поисках видеозаписей с тренировок. Показываем их новичкам и ребятам из других отрядов с обязательным описанием подробностей.
— Вот, темно, не видно, но я вот здесь стоял, видишь, как он нас!
— А у меня петарда прямо под ногой взорвалась!
— Ага, а помнишь, он тебя за щит схватил и вытаскивать начал, а я держу, не пускаю…
Воистину, больше других «Правый сектор» любит только «Правый сектор». За месяц перемирия между январскими и февральскими столкновениями чувство собственной важности бойцов росло с каждым днем.
— Да если б не мы, эти законы драконовские никто б не отменил.
— Да мы под гранаты полезли, а Самооборона в кустах отсиживалась, пришла на все готовенькое…
Это говорит молодежь, которой на пятом этаже приблизительно три четверти. В нашем отряде, например, только двое старше 30 лет: маленький, вечно простуженный Шуба (около 40) и весельчак Воля (за 50) — простые рабочие из центральноукраинских областей.
В курилке можно застать народ и поинтереснее. Например, ветеранов УНА-УНСО (входит в ПС, но дислоцировалась на тот момент отдельно), воспрявших духом и нацепивших парадный камуфляж. Карикатурно покручивая усы, они пересказывают старые боевые приключения:
— …Им люди Дудаева как-то ящик пива немецкого выставили — муслимы же ж не пьют. Так парни переоделись в русскую форму и с этим ящиком пошли к их танковой роте. Нашли там лохов каких-то и говорят: братишки, одолжите нам танк на часик-два — в деревню сгонять надо, а мы вас пивом угостим. Те согласились, а наши в танк залезли и, даже не отъезжая, прямой наводкой по русской артиллерийской батарее… И по рации панику развели: «чехи» подходят, «чехи»! В общем, русская артиллерия русскую же танковую роту и положила всю. Дудаев потом им еще ящик пива выставил.
— Конечно, вернулись в Украину, а здесь герои нафиг никому не нужны. Пить начали с тоски. Мы у себя в Черкассах, помнится, зашли в гендель один, а там то ли мусора, то ли бандиты сидят какие-то. И песню заказывают постоянно, знаешь, «Господа, офицеры». Мы им по-хорошему объяснили, что эта песня задевает наши эстетические чувства, а они бычить начали. Ну, Сереге башню сорвало, он гранату из кармана вытащил, чеку рванул и в них…
Молодежь слушает с широко открытыми ртами. Такие истории здесь — своего рода часть скудной развлекательной программы, способ убить свободное время, которого между тренировками и дежурствами остается куча. К единственной шахматной доске три очереди: одна из дилетантов, другая из мастеров, третья из игроков в шашки. Книги по всему этажу — часть патриотической литературы обеспечил «Тризуб» (националистическая организация, входящая в ПС), часть взята из библиотеки Украинского дома под честное слово. Карты вскоре запретили, хотя играли на приседания и отжимания. Отдельная компания регулярно собирается для игры в «мафию». Здесь свои забавные нюансы: на «мафию» все кричат, как правило, «Банду геть!», а на «полицию» — «Долой мусоров!» и «ACAB!» (от англ. All Cops Are Bastards — «все менты — ублюдки»). Крик стоит на весь этаж, и ночью дежурные бесцеремонно разгоняют игроков — прямо как вожатые в пионерлагере во время тихого часа.
Случаются и более утонченные культурные события. Периодически кто-то приносит билеты на мероприятия в Украинский дом, но желающих идти на концерты оперных исполнителей и поэтов немного. Аншлаг собирается на собственные концерты «Правого сектора», например когда в гости приходят музыканты из группы «Сокира Перуна» или писатель и шоумен Антин Мухарский, он же Орест Лютый.
— Я рад, что сейчас выросло новое поколение молодых сознательных людей, готовых взяться за оружие. Может, вы сможете разорвать этот замкнутый круг, в котором оказались мы, начинавшие национально-освободительную борьбу в конце 1980-х. Если бы не вы, этих «трех богатырей» уже давно бы растоптали, — такую преамбулу Мухарский произносит перед началом выступления.
— Я, если честно, и националистом стал благодаря его песням, — шепчет мне на ухо Радикал.
Москаль, вічний варвар, вічний хам
Бруд російської землі!
Чуже загарбать, знищить храм —
Все це вміють москалі!
…
Брат-росіянин, зрозумій,
Благають небо і земля:
В собі ти москаля убий,
Убий в собі ти москаля!!!
— это уже хором с манифестантами поет Орест Лютый.
Строители белого рая
Конечно, «москали», или русские, есть и среди «Правого сектора». Национальность здесь, с одной стороны, спрашивать не принято, а с другой — многие гордятся условно многонациональным составом. Рассказывают, что среди манифестантов жил даже абсолютно спокойно одно время правоверный иудей, хотя верится в это с трудом.
— Слышь, малый, а ты не жиденок, случайно? — нависает в курилке над молодым пареньком Марс, футбольный ультрас из Днепропетровска.
— Нет, что ты, что ты, я чистокровный украинец, — с бравадой отвечает юноша, на всякий случай прижимаясь к стенке.
— Да шутю я, шутю, расслабься. Закурить дай лучше — у тебя, жида, запасы, наверное.
Вообще-то, дружеская атмосфера, царящая на пятом этаже, нечто сродни гоголевскому «товариществу» — не предусматривает подобных конфликтов. Даже формальное обращение в «Правом секторе» — «друже». Но место для идеологических споров найдется всегда.
Приверженность национал-патриотической идеологии, конечно, является своего рода «опцией по умолчанию» среди бойцов, но правда у каждого все равно своя. «Правый сектор» — практически неформальное объединение нескольких радикальных организаций, к тому же большинство активистов вообще приходит с улицы. Поэтому взгляды колеблются от романтического национализма и «верности славным казацким традициям» до откровенного неофашизма.
Появление среди протестующих на Грушевского первых жертв только воодушевило «Правый сектор»
Утром возле умывальников
в туалете наталкиваюсь на подкачанного парня лет 25 с огромной, вытатуированной на всю спину свастикой. Склонившись над зеркалом, он осторожно бреет голову одноразовой бритвой. Это один из бойцов небольшого отряда донецких ультрас — D88 (88 — цифровое обозначение аббревиатуры HH, или Heil Hitler!). Кельтские кресты, ботинки Dr. Martens, куртки Thor Steinar, ножи на поясе — в общем, настоящие воины белой расы.
— Мы построим белый рай! Зиг хайль! Зиг хайль! — в шутку приветствуют их игроки в «мафию».
— Да что вы понимаете, — отмахивается самый молодой из D88. — Гитлер был прав, вы вообще «Майн Кампф» читали?
— Гитлер много в чем был прав, — это уже признает один из бойцов моего отряда, 24-летний аспирант-историк из одного южного областного центра. — Но он был империалистом, хотел поработить другие народы. Я же за национализм в отдельно взятой Украине, нам чужого не надо. Хотя жесткие методы необходимы. Моя бы воля, я б миллионов так десять в нашей стране просто расстрелял, а еще миллионов пять — в лагеря! Очистить украинскую нацию надо, а то развелась целая куча хохляцкого быдла.
— Чем же вы тогда от коммуняк отличаться будете? — вступает в спор всеобщий любимец Бульбаш. Молодой весельчак, заставивший всех понимать свой родной язык, он приехал откуда-то из Гродно, поддержать, по его словам, новый этап «национально-освободительной борьбы». —
Главное — это борьба с кацапским империализмом, с Путиным, который хочет воссоздать свою Великую Россию.
— Верно, Бульбаш, дело говоришь. Но ничего,
мы сейчас у нас управимся, потом к вам заедем, Луку с трона сбросим, а затем и с Путиным разберемся. Освободим тюрьму народов!
К «освобождению тюрьмы народов» тоже неоднозначное отношение. Часть бойцов говорит о свободе угнетенных народов Кавказа, Сибири и Средней Азии, часть — о «грязных чурках», которых надо валить.
За этими спорами проходят дни, вечера и ночи. Хотя ночью для многих есть дела и поинтереснее — патрули.