2.1. Грипп свиней: истории вопроса
Изоляция вируса гриппа А от свиней (Artiodactyla: Suidae, Sus) была осуществлена американским ученым Ричардом Шоупом (Shope) (1901 — 1966) в 1930 г. — на три года раньше, чем этот вирус был изолирован от людей английскими исследователями: Вильсоном Смитом (Smith) (1897-1965), Кристофером Эндрюсом (Andrewes) (1896-1987) и Патриком Лейдлоу (Laidlaw) (1881 — 1940).
В 1928—1930 гг. по штату Айова США прокатилась мощная эпизоотия гриппа среди свиней с 1—4%-ой смертностью. К тому времени, Р.Шоуп уже приступил к работе под руководством Пауля Левиса (Lewis) (1879—1929) в отделе патологии животных Рокфеллеровского Института. Вероятно, П.Левис ознакомил Р.Шоупа с работой С.N. Mc Bryde с соавт. 5, в которой американские ветеринары инфицировали свиней материалом от больных людей, и в отдельных случаях им удалось наблюдать клинические симптомы поражения дыхательного тракта. Однако следует иметь в виду, что, во-первых, этиологический агент гриппа людей был еще неизвестен, и, во-вторых — как следствие — не были проведены необходимые процедуры идентификации инфекционного агента.
В своей пионерской работе Р.Шоуп * привлекает внимание читателей « ... к некоторым признакам отчетливой схожести эпизоотического гриппа свиней и эпидемического гриппа среди людей»7. Несмотря на осторожную формулировку, это была очень смелая для своего времени гипотеза, поскольку вирусы гриппа А различного происхождения рассматривались тогда как разные виды вирусов, и потребовалось несколько десятилетий, прежде чем утвердилась современная концепция зооантропонозной природы вируса гриппа А. Позднее Р.Шоуп показал возможность экспериментального заражения свиней эпидемическими вариантами вируса гриппа А.
Результаты исследований Р.Шоупа породили целую волну изоляций инфекционных агентов от свиней, страдающих респираторными заболеваниями. Многие из этих штаммов так и не были идентифицированы как вирусы гриппа А. Как отмечают А.С. Горбунова и Т.В. Пыси-на , «выделение от свиней штаммов, идентичных известным штаммамвируса гриппа человека, было встречено с недоверием 8; неоднократно высказывались предположения о лабораторной контаминации» (С. 17). Перелом в отношении к этой ситуации наступил после развития пандемии «гонконгского гриппа» (НЗN2) в 1968—1970 гг. (табл. 1), когда от свиней стали массово изолировать штаммы, идентичные новым пандемическим Н3N2.
Таким образом, стало понятно, что в процессе тесных популяци-онных взаимодействий людей и свиней вирус гриппа А способен проникать от людей к свиньям, закрепляться в популяциях свиней и циркулировать там длительное время. В процессе длительной циркуляции вирусы адаптируются к организму свиней, и постепенно превращаются в вирусные варианты, которые принято обозначать «истинно свиные», или просто «свиные». В работах последних 10—15 лет дифференцировка штаммов вируса финна А, изолированных от свиней, на «человеческие» и «свиные» надежно осуществляется с помощью секвенирования.
Однако возможен и обратный процесс — от свиней людям. В связи с этим, следует особо подчеркнуть, что вирус гриппа А может проникать в популяции свиней также от птиц и — более того — свиньи могут заражаться как птичьими вариантами вируса (имеющими рецепторную специфичность к а2'-3'-сиалозидам), так и эпидемическими вариантами (имеющими рецепторную специфичность к а2'-6'-сиалозидам). Одновременная циркуляция птичьих и эпидемических штаммов в организме свиньи создает условия для реассортации этих вариантов и появления штаммов с резко измененными свойствами. Так, пандемические штаммы «азиатского» и «гонконгского» гриппа, вероятнее всего, сформировались путем реассортации птичьих штаммов в организме свиней и — адаптировавшись к клеткам млекопитающих — выплеснулись в человеческую популяцию.
Уникальностью современных пандемических штаммов, появившихся в 2009 г., стала реассортация (см. п. 2.2) двух «свиных» вариантов вируса (хотя следует помнить о том, что до их адаптации к свиньям они циркулировали среди птиц и людей.