Томислав Дуймович: «Преступление и наказание» читал в оригинале. Для меня это важно»
Полузащитник «Мордовии» Томислав Дуймович в беседе с Артемом Буториным рассказал об особенностях своей жизни в России, объяснил, почему перестал вызываться в сборную Хорватии, раскрыл мотивы выбора «Динамо» перед «Локомотивом» и поведал, почему не будет отвечать на выпад Федора Щербаченко.
«ВЫЗОВ В СБОРНУЮ ЧАСТИЧНО ЗАВИСИТ ОТ АГЕНТОВ»
- С каким целями отправились в Хорватию? Просто отдохнуть?
- Да, тренер выделил нам маленький перерыв. В чемпионате сейчас возникла пауза из-за игр сборной, так что нам позволили на пару дней съездить домой. Сразу полетел к родным.
- Вы вновь не получили вызов в сборную Хорватии? Почему Игор Штимац вас не приглашает?
- Тут дело точно не в моей форме. Даже показывая стабильный футбол и забивая в каждом матче, я все равно не получил бы вызов. Штимац – новый тренер и сразу же вызвал в сборную молодых футболистов. Он рассчитывает только на них. Результат у него есть, значит, и нет смысла что-то менять.
- Однако, в отличие от молодых, у вас есть богатый опыт.
- Это да, но в Хорватии у меня не было крутого агента, который смог бы заниматься моим продвижением. Поэтому было проще всего отстранить меня и вызвать нового футболиста. Все так и получилось. Игрок, который меня заменил, сыграл всего-навсего 15 матчей в чемпионате Хорватии! Ему 19 лет было. После первой же игры за сборную его продали в «Наполи».
- Происки агентов?
- Ну, и агентов тоже. Повторюсь, тренер новый, надо обязательно было что-то поменять. Вот он и поменял, пригласив парочку новичков. Думаю, вызывать в национальную команду меня больше не будут. Там дела идут хорошо, сборная идет на первом месте, что-то менять смысла нет.
- Расстраиваетесь по этому поводу?
- Слово «расстраиваюсь» тут не подходит. Скорее, я смирился с этим фактом. После первой же заявки Штимаца понял, что места для меня там нет. Вне зависимости от моей формы, клуба и лиги. Я бы остался вне заявки, даже если бы продолжал играть в Испании.
- Какие у вас отношения сложились с экс-наставником сборной Хорватии Славеном Биличем?
- Обычные хорошие, дружеские отношения. Он всегда общался со своими футболистами. Мы и до чемпионата Европы постоянно держали с ним контакт.
- Как вам сейчас работа Славена в России? Все-таки 10 - е место для «Локомотива» – это…
- Во-первых, я смотрю все матчи «Локомотива». Команда хорошо играет, создает большое количество моментов. Бывает, что «Локо» лучше выглядел на поле, создавал огромное число шансов, но в итоге – поражение. Такое тоже бывает. Взять игру с «Динамо» – у железнодорожников тогда было подавляющее преимущество.
- А как же последняя игра со «Спартаком»?
- Вот это уже исключение из правил. Думаю, они просто боялись проиграть. Уступи они во второй игре кряду, это было бы очень плохо для футболистов и тренера. Парни настраивали себя на то, чтобы не пропустить.
- У вас были подвижки к возвращению в «Локомотив» после пришествия Славена Билича?
- Нет, у меня действующий контракт с «Динамо». Да и у «Локомотива» тогда был полный порядок на позиции опорного полузащитника, не было смысла даже общаться на эту тему. Она была закрыта для разговора.
«ДИНАМО» ВЫБРАЛ ИЗ-ЗА ВЫГОДНОГО КОНТРАКТА»
- Почему вам все же не удалось закрепиться в «Локомотиве»?
- Хм, я бы не сказал, что мне не удалось там закрепиться. Я много игр провел и при Рашиде Рахимове, и при Юрии Семине, который его сменил. В то время, как и сейчас, впрочем, в «Локомотиве» 5-6 место никого не устраивало. Когда вернулся Семин, все сразу стали твердить о чемпионстве. Это моментально добавило давления на тренерский штаб и футболистов. Старались-старались, но добиться высокого результата не удавалось. Тренер начал тасовать состав, а мне тут же поступило предложение из «Динамо». Думаю, если бы остался в «Локомотиве», играл бы в основе. И играл бы до сих пор.
- Зачем тогда было переходить в «Динамо», если в «Локомотиве» все шло хорошо? Бело-голубые тоже звезд с неба не хватали.
- Если быть честным, то финансовые условия были лучше. В своей жизни я много не заработал. Я начал играть достаточно поздно, а футболист в Хорватии получает мало. Скажу честно, был хороший контракт. Да и сказался тот фактор, что главный тренером «Динамо» был Миодраг Божович, с которым я успел сработаться. Смотрел на этот вызов с позитивом.
- В свое время, в паре с Николой Дринчичем вы провели немало фееричных матчей за «Амкар». Это стечение обстоятельств, или у вас с Николой на самом деле было великолепное взаимопонимание?
- Во-первых, когда он пришел в «Амкар», я уже играл там год. Мы сразу сработались и от игры к игре налаживали взаимопонимание, стали чувствовать друг друга с закрытыми глазами.. Мы отлично взаимодействовали и на поле, и за его пределами. Никола – классный игрок. Можно сказать, что мы вместе развивались, дополняли друг друга.
Вообще, в то время у «Амкара» была мощная середина поля. Мы показывали содержательный футбол и шли на высоких местах. Сначала заняли восьмое место, потом – четвертое. Это было отличное достижение для провинциальной команды.
- Может быть, «Локомотиву» стоило покупать вас в паре? Ведь Никола в «Спартаке» тоже не заиграл.
- Трудно сказать; такие оценки не стоит делать. Бывает, в одном клубе игрок творит чудеса, а во втором – его даже не заметишь на поле. Кому-то нужно доверие тренера, кому-то – окружающая обстановка и поддержка партнеров по команде. Каждый должен найти свою команду. В футболе такое редко случается…
- А вы нашли свою команду?
- Я думал об этом. В «Локомотиве» я действовал неплохо, но все-таки три года выступал за «Амкар» и самую красивую свою игру показывал там.
- Однажды прошел слух: якобы Сергей Силкин прямо сказал, что на вас не рассчитывает. Вскоре появился вариант с арендой в «Амкар», но вы отказались.
- Мне Силкин сразу сказал, что будет рассчитывать на молодых игроков. Это понятно, ведь он большую часть своей карьеры проработал в дубле. Я это воспринял без обид, но было тяжело, потому что у меня имелся отличный опыт выступления в чемпионате России. Да и игру я показывал неплохую. В тот момент понял, что буду искать себе команду, которая хочет меня видеть. Так и появился вариант с Испанией.
- То есть, из «Амкара» предложений не было?
- Нет. Может быть, в клуб оно поступало, но со мной это никто не обсуждал.
- Пресса писала, что вы отказались от варианта с «Амкаром» из-за заметного понижения зарплаты в случае трансфера.
- Нет. Честно скажу, такого не было. Поймите, меня многое связывало с «Амкаром», поэтому и появляются такие слухи.
«МЕССИ И РОНАЛДУ… ТОЛЬКО ПРЕДВЗЯТЫЙ ВЫБЕРЕТ ЛУЧШЕГО»
- Как прошел переход в «Сарагосу»?
- Когда я играл за сборную Хорватии, у меня был агент, который занимался моими делами. Были варианты и английскими командами, и с испанскими. Я был очень доволен этим отрезком карьеры. «Сарагоса» стояла на вылет, положение было сложное. Но мы показали хорошую игру, да и мне удавались отличные матчи. Бывало, я даже сам решал судьбу встречи забитыми мячами. В итоге нам удалось спастись и остаться в Ла Лиге.
- Правда, потом пришлось возвращаться в «Динамо».
- Первым делом после приезда в «Динамо» подошел к Силкину, чтобы прояснить свое будущее. Я был в хорошей форме, принял участие на Евро, пусть даже сыграл не так много. Надеялся, что в этот раз будет другой разговор. Но Силкин стоял на своем. Говорил, что я хороший футболист, но он по-прежнему верит в молодых игроков. Я не видел смысла сидеть на скамейке запасных.
- Тяжело переходить с матчей против условной «Волги» на матчи против «Барселоны» и «Реала»?
- Конечно, разница большая. Но все дело в настроении. Посторонние вещи не должны тебя смущать, нужно концентрироваться только на футболе. Когда играешь с такими грандами, как «Реал» и «Барселона», настрой получается просто сумасшедший. Но я профессионал и настраиваю себя на каждую игру, будь то «Волга» или «Реал».
- Вам удалось увидеть вживую и сыграть против Лионеля Месси и Криштиану Роналду. Может, вы разъясните – кто круче на самом деле?
- У каждого из них есть свои козыри и преимущества. Оба великолепные футболисты. Если реально выяснять вопрос, кто лучше, то стоит заморочиться, выяснить каждый компонент. Кто играет лучше правой ногой, кто – левой, кто – головой… Если кто-то сказал, что один из них лучше, значит, этот человек имеет симпатию к одной из сторон. Они оба блестящие футболисты, оба хотят стать лучшими и постоянно прогрессируют.
«МОРДОВИЯ» НЕ СООТВЕТСТВОВАЛА УРОВНЮ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ»
- После Испании вы вернулись в Россию, в Саранск…
- Саранск… Может, и сейчас это покажется кардинальным изменением карьеры. Еще до начала чемпионата Европы меня звали в «Мордовию», но ехать я не хотел.
- Почему?
- Для того, чтобы стать успешным проектом, мало собрать футболистов и говорим им: «Давай поиграем». Надо посмотреть на команду изнутри, взглянуть на руководство. Разница между Премьер-лигой и Первым дивизионом огромна! «Мордовия» не была готова к Премьер-лиге. Да, они выиграли Первый дивизион, но они не соответствовали высокому уровню. Все начало меняться только с приходом Мунтяну. Дело даже не в тактике и дисциплине. Он внимательно относится к мелочам, из которых и получается итоговый уровень клуба.
- То есть, вас в «Мордовии» что-то не устраивало?
- Да, хотелось изменить некоторые моменты. Я даже не стеснялся и подходил к руководству, чтобы высказать все напрямую. Ничего не менялось, им легче было ответить: «Ну, вот так. Привыкай, это Россия».
- А что именно не устраивало?
- Тренировочный процесс, питание и даже банальная стирка вещей. У всех свои обязанности, не я должен этим заниматься. Повторюсь, даже из таких мелочей составляется уровень клуба. Все в корне надо было менять. Разумеется, если ты согласился на переход, то, будь добр, играй и доказывай свой профессионализм. Однако мое дело – играть в футбол.
- Сейчас-то вас все устраивает?
- Давайте так. Можно сказать, что с переходом в «Мордовию» я поторопился. Других вариантов у меня не было, я даже не успел посовещаться с кем-либо. Были последние сборы, предсезонная подготовка заканчивалась, скоро начинался чемпионат. Они это знали и действовали очень настойчиво.
- Разочарованы переходом в «Мордовию»?
- Это будет слишком громко сказано.
- Покинете Саранск по окончании аренды?
- Да, такой пункт в контракте есть. Кстати, у меня и с «Динамо» заканчивается контракт в августе. Возвращаюсь туда в июне, когда будут сборы. Насколько я знаю, на этом сборе будет большое количество футболистов. У бело-голубых сейчас новый тренер, который не делает ставку только на русских футболистов. Петреску смотрит в первую очередь на опыт и уровень игры.
- Рассчитываете проявить себя при Петреску?
- Если дадут шанс, то почему нет? Ради бога. Если нет, то будем думать, что делать дальше.
- Футбольного бума в Саранске, мягко говоря, нет. Зрители редко ходят на матчи «Мордовии». Это давит на футболистов?
- Не могу сказать, что давит. Но всем приятно играть при заполненных трибунах и поддержке зрителей. Вначале была эйфория, ведь саранчане получили шанс увидеть звезд «Спартака», ЦСКА, «Локомотива». Потом стало прохладно, и зрители перестали ходить. Да и результата у нас тогда не было. Сейчас народ потихоньку возвращается. Надеюсь, в последних девяти матчах мы получим громкую поддержку вне зависимости от того, останемся в Премьер-лиге или нет.
- Несколько лет назад на сайте ВВС много шума наделала фотография мэра Саранска, где он стоит по колено в необъятной грязи. С того момента прогресс в подготовке к чемпионату мира появился?
- Дороги в Саранске очень хорошие. Строятся здания, строится стадион. Работы ведутся. Конечно, это провинциальный город, не хватает инфраструктуры. Однако я полностью уверен, что Саранск справится и достойно примет чемпионат мира. До Москвы и Санкт-Петербурга, конечно, далеко, но стыдно саранчанам точно не будет!
«ЗА МИНУТУ ЗАБИЛИ БЫ «ЗЕНИТУ» ДВАЖДЫ»
- Вы сказали, что с приходом Мунтяну в «Мордовии» многое поменялось. Что именно?
- Тренировочный процесс и игровая дисциплина. Думаю, это видно не только нам. Он полностью меняет все в клубе не только на поле, но и за его пределами. Он вникает во все нюансы работы «Мордовии», вплоть до того, что выбирает, что нам кушать. Он поменял игровую форму, тренировочные фишки, манишки. Мунтяну постоянно что-то улучшает.
- Перед матчем против «Анжи» экс-наставник «Мордовии» Федор Щербаченко заявил, что если будет играть Дуймович, то махачкалинцы обязательно выиграют. Обидели вас слова Щербаченко?
- Уже много сказано на счет этого. Повторять и растягивать это обсуждение мне не хочется. Думаю, моя игра тут не является причиной. Дело в другом.
- Получается обратное – Щербаченко ушел, а «Мордовия» сразу же победила.
- Я не хочу так говорить, получатся не те слова. Если он так думает обо мне, то это его дело. Я могу дать множество интервью и ответить ему, но не хочу этого делать. Плохо про людей не говорю и не буду. Он обидел меня, а я его обижать не стану.
- «Мордовия» стала главной сенсацией возобновления чемпионата России, обыграв «Анжи» . Как вам это удалось?
- Благодаря множеству факторов. Во-первых, благодаря тому, что на протяжении двух месяцев мы кропотливо работали на сборах. Очень много бегали, подтягивали физику. Это очень важно для нашей тактики, которая подразумевает выполнение огромного объема работы на поле, подстраховку и закрытие свободных зон. Во-вторых, «Мордовия» стала действовать организованно и дисциплинированно. У соперника попросту перестали возникать зоны и, следовательно, шансы, чтобы поразить наши ворота. В-третьих, нам удался быстрый гол на третьей минуте. Плюс «Анжи» эмоционально и физически устал после еврокубков. Возможно, присутствовала недооценка соперника. Да и в целом, мы перебегали махачкалинцев.
- В матче против «Зенита» вам чуть-чуть не хватило, чтобы провернуть тоже самое.
- Видна рука Мунтяну. Дисциплина, двойная позиция, подстраховка. Конечно, голевых моментов у нас было мало, но и у «Зенита» в первом тайме их вообще не было. Во второй половине они прибавили, взвинтили скорости, удаление Божовича сыграло свою роль. Вдесятером выполнять такую работу еще сложнее. Пусть мы и проиграли, но нам не стыдно за свой футбол.
- Что такое «двойная позиция»?
- Футболист удваивает давление на соперника. Возьмем Халка. Мы прекрасно знали, что он силен в обыгрыше, поэтому его надо опекать вдвоем. Один защитник атакует его со своей позиции, а из другой – помогает партнер. Это в первую очередь касается нас, опорников. Мы перекрываем середину, вытесняя соперника на фланги и вынуждая пасовать назад.
- Знаете тот факт, что матч с «Анжи» не был доигран до конца? Судья добавил четыре минуты, но на мониторе было видно, что команды отыграли лишь три.
- Знаю. На поле я это не заметил, но потом прочитал в прессе.
- Это минута могла что-то решить?
- Конечно! Мы бы забили два гола и вырвали три очка! А если серьезно, то мы только оборонялись. Вот если бы мы давили «Зенит» и атаковали, то другое дело. Хотя… Одна минута, в футболе может случиться всякое. А вдруг рикошет, а вдруг угловой? Мы никогда не опускаем руки, тем более при таком тренере.
- И «Зенит», и «Анжи» являются главными претендентами на золото. С кем было сложнее играть?
- Одинаково. Мастерство есть у тех, и у других. Звезды присутствуют в обеих командах. С «Анжи» было чуть полегче, потому что забили быстрый гол и играли дома. А «Зенит» на тот момент уже вылетел из Лиги Европы и обязан был кровь из носа побеждать на глазах у своих болельщиков.
- Где вы так прекрасно научились говорить по-русски?
- Я уже восемь лет в России. Пусть это прозвучит нескромно, но мне легко даются иностранные языки. Английский хорошо знаю, выучил за полгода испанский. Интервью на нем, конечно, не давал, но все понимал. Думаю, еще бы пара месяцев – освоил бы и его. Считаю себя полиглотом, хотя это все индивидуально. Сам решай, учить тебе язык или нет. Мне нравится русский язык. Люблю смотреть фильмы на русском, читать русские книги.
- Какие, например?
- «Преступление и наказание» очень впечатлило. Читал его на хорватском, но очень важно было прочитать в оригинале. Интересная книга, мне понравилась. Поняв менталитет людей, легче понимать суть произведения.