70 лет легендарному британскому турне Динамо.
Автор Дмитрий Роговицкий, Uefa.com
13.11.2015 г.
Матчи с британскими клубами в ноябре 1945 года - одна из наиболее славных страниц истории московского "Динамо". Бело-голубые произвели фурор на родине футбола, завоевали почет и славу для клуба и всего Советского Союза. Спустя 70 лет UEFA.com вспоминает легендарное турне, которое первый матч которого был сыгран 13 ноября.
Первый послевоенный чемпионат СССР остался за динамовцами. Под началом Михаила Якушина, годом ранее завершившего карьеру игрока, команда на одно очко опередила ЦДКА, в четвертый раз став лучшей в стране. Ложкой дегтя выглядело поражение от армейцев в финале кубка 14 октября со счетом 1:2. Как раз в те дни Футбольная ассоциация Англии пригласила москвичей принять участиев серии товарищеских встреч с сильнейшими профессиональными клубами Альбиона.
"Надо ли говорить, какой интерес вызвала у нас такая весть! - рассказывает Якушин в своей книге "Вечная тайна футбола". - Если вспомнить, что турне состоялось спустя несколько месяцев после окончания самой кровопролитной войны в истории человечества, то станет ясным, почему наша поездка выходила за рамки обычного визита спортсменов одной страны в другую".
До вылета в Соединенное Королевство оставалось три недели, сезон кончился, футболистам важно было не растерять форму. Главный тренер собрал подопечных на базе в Мытищах и проводил там регулярные тренировки. Допуская возможность травм, молодой специалист решил пригласить в путешествие трех "легионеров" - ленинградских динамовцев Бориса Орешкина и Евгения Архангельского, а также нападающего ЦДКА Всеволода Боброва, лучшего бомбардира первенства-1945.
Абсолютное большинство игроков ранее не имело опыта международных поединков с профессионалами. В 1937 году "Динамо" в числе других советских клубов принимало участие в матчах против сборной Басконии, но с той поры в рядах бело-голубых оставался лишь капитан, центральный защитник Михаил Семичастный.
Ранним утром 4 ноября из Внуково вылетели два небольших самолета с футбольной делегацией на борту. После короткой остановки в Берлине они взяли курс на Лондон. "Для нашей команды это был поистине прыжок в неизвестность, - пишет Якушин. - В те времена британцы еще свысока посматривали на европейский и южноамериканский футбол. Играть в другие страны они выезжали изредка, а международные встречи с зарубежными клубами и сборными проводили в основном у себя дома и, как правило, побеждали всех".
В Лондоне чемпионов СССР встречали дождь и множество корреспондентов. "В наших планах было по-доброму отнестись к русским, - свидетельствует английский спортивный журналист Фрэнк Батлер. - Они помогли нам разбить немцев, были нашими тесными союзниками. Правда, гости оказались очень скрытными". "Одиннадцать молчаливых мужчин в синих пальто" - так окрестила команду местная пресса.
Мнение динамовской стороны несколько отличалось от хозяйского. "Союзничество было совсем недавним, но уже пройденным этапом, началось заметное охлаждение - в высших кругах, разумеется, - отмечает участник турне Константин Бесков в книге "Моя жизнь в футболе". - В аэропорту не было ни одного советского государственного флага и каких-либо других проявлений официального радушия. Зато нас взяла в оборот толпа репортеров".
Не обошлось и без бытовых неурядиц. Из-за нехватки в британской столице гостиничных номеров делегацию привезли в мрачное темное здание казарм королевской гвардии. Разглядев в замочную скважину большую неубранную комнату с тридцатью койками, без матрасов и постельного белья, Якушин наотрез отказался заселять сюда команду. В результате долгих совещаний динамовцев развезли по разным отелям, а уже на следующий день объединили в одном.
Первый матч, против "Челси", был запланирован на 13 ноября, и бело-голубые начали усиленную подготовку. "Нам предоставили возможность тренироваться на стадионе "Шепард Баш", где обычно проводились собачьи бега, - вспоминал Бесков. - Там для нас срочно поставили футбольные ворота. На тренировки повалил лондонский люд".
Простые жители приняли динамовцев превосходно: окружали на улицах, расспрашивали не только о футболе, но и о жизни, восстановлении страны после войны, дарили подарки. А вот отдельные газеты не теряли возможность уколоть малоизвестных игроков, уровень их мастерства изначально сравнивался с любительским.
"Благодаря стараниям бульварной печати миллионы средних англичан вообще не представляли себе, что русские могут заниматься спортом, - утверждал журналист Юрий Жуков, освещавший турне с места событий. - Правда, спортивный обозреватель "Санди Экспресс" снисходительно пояснил, что в СССР рабочим разрешается играть в футбол по ночам. Советским футболистам подстраивали мелкие и глупые провокации, сулили неизбежные поражения".
Седьмого числа москвичам был организован праздничный прием в посольстве Советского Союза, позже они увидели в деле ближайшего соперника: в первенстве Англии "Челси" встречался с "Бирмингемом" и уступил - 2:3. Наибольшее впечатление на динамовцев произвела игра Томми Лоутона, забившего оба гола синих. Буквально за несколько дней до этого клуб приобрел нападающего у "Эвертона" за рекордные по тем временам 14 тысяч фунтов стерлингов.
Якушин делал более внимательные наблюдения. Отмечая, как и все, высокую технику лондонцев, 35-летний специалист по прозвищу Хитрый Михей искал их слабости. В частности, тренер обнаружил, что здешние игроки не опекают оппонентов плотно. Вместе с тем они строго придерживались своих позиций в расстановке "дубль-вэ". Динамовцы тоже использовали эту схему, но в преобразованном варианте: постоянно менялись местами, запутывая защитников. "Англичан мы этой тактической новинкой порядком удивили", - признавался позднее наставник.
ринадцатого ноября в Лондоне на стадионе "Стэмфорд Бридж" в 14:30 по местному времени начался первый в истории поединок советской команды с родоначальниками футбола. Билеты были распроданы за много дней до игры. Опасаясь давки, администрация "Челси" дала указание пускать болельщиков с девяти утра. По свидетельству журналиста Генри Фишера, на арене, которая обычно вмещала 60 тысяч зрителей, за час до стартового свистка собралось около 70 тысяч человек.
Главный тренер "Динамо" Михаил Якушин вспоминал, что уже во время игры под напором безбилетников дрогнули полицейские кордоны, люди устремились с трибун и проходов к полю и расселись вокруг него. Он же приводит цитату местного репортера Фрэнка Тэйлора. Последний отмечал, что в тот день был установлен рекорд посещаемости английских стадионов, где проводятся матчи клубов ("Уэмбли", как известно, предназначен только для выступления сборной).
"Только-только закончилась война, и это было действительно экстраординарное событие, - объясняет Брайан Мирз, президент "Челси" в 1969-1981 годах, тогда впервые пришедший на футбол. - На арене присутствовало сто тысяч человек. Они заполнили все пространство - от кромки газона до крыши. Я, мальчишка 13-14 лет, поинтересовался у отца: "Такое каждую неделю на "Стэмфорд Бридж"?" Он бросил: "Замолчи и ешь свое мороженое". Конечно, так было не всегда".
К перерыву хозяева вели - 2:0. Москвичи отыгрались благодаря голам Василия Карцева и Евгения Архангельского, а в концовке команды еще обменялись точными ударами. У лондонцев отличился прославленный Томми Лоутон, у гостей - Всеволод Бобров. Вдобавок, Леонид Соловьев не реализовал пенальти. Свисток, возвестивший о ничьей (3:3), потонул в зрительских овациях. На поле хлынули толпы болельщиков, каждый стремился пожать динамовцам руку. Уже в раздевалке работники советского посольства обнимали, целовали футболистов.
Британская пресса резко изменила тон статей. "Русские подобны молнии, - восхищалась Daily Mail. - Это самая проворная команда, которую когда-либо приходилось видеть". Журналисты отмечали у динамовцев "тактику подхода короткими, быстрыми и точными перепасовками". "Многие наши игроки получили уже прозвища, - сообщала 14 ноября газета "Правда". - Константин Бесков - Бомбардировщик, вратарь Хомич - Тигр, Карцев - Московский Фаворит и т.д." Сам Бесков вспоминал: "После матча с "Челси" английские спортивные обозреватели назвали всех нас игроками международного класса".
Тем временем бело-голубые отправились в Уэльс, где 17 ноября встретились с "Кардифф Сити". "Эта команда является чемпионом Южного Уэльса и одной из сильнейших в Англии. В розыгрыше первенства страны "Кардифф" занимает одно из первых мест", - просвещала советских граждан "Правда". Здесь газета сильно грешила против истины: в 1931-1947 годах клуб выступал в третьем дивизионе.
Шахтерский городок серьезно подготовился к матчу. Над главной трибуной стадиона был вывешен громадный портрет Сталина, украшенный живыми цветами. А вот сам поединок превратился в игру в одни ворота - 10:1. Бесков оформил покер, Бобров и Архангельский - по дублю. "Кардифф Сити" оказался командой достаточно сильной и очень быстрой, но слишком молодой, - повествует Якушин. - Пропустили хозяева несколько мячей и растерялись. Наши почувствовали слабинку и еще больше прибавили".
На следующий день газета Observer вышла с заголовком "Научный футбол". "Москвичи прибыли в Англию, чтобы учиться у нас. Однако уже сейчас ученики превзошли своих учителей", - признавало издание. "Динамовцы получили приглашения провести еще несколько матчей с английскими командами, - писал, в свою очередь, "Труд". - Такие же приглашения поступили от клубов Франции и Бельгии".
Подопечные Якушина сразу вернулись в столицу - готовиться к встрече с "Арсеналом", запланированной на 21 ноября. После войны состав "канониров" был ослаблен. Многие футболисты оставались на службе в вооруженных силах. Стадион "Хайбери" разбомбили еще в 1941 году, и команда принимала соперников на арене "Тоттенхэм".
В преддверии матча клуб решил значительно усилить свои ряды. "Арсенал" послал в Германию специальный самолет за тремя лучшими своими игроками, находящимися в оккупационной армии!" - передавал по телеграфу радиокомментатор Вадим Синявский. Evening News обыграла эту сценку в карикатуре: в кабинет к офицеру вбегает посыльный со срочной телеграммой из Лондона: "Шлите подкрепление, включая танки, к ближайшей среде!"
У "Сток Сити" одолжили именитого правого форварда Стэнли Мэтьюза. Были "взяты напрокат" и другие легионеры. В результате состав обновился более чем наполовину. Советская сторона выразила протест, распространив заявление для прессы: "Считаем, что "Динамо" встречается завтра с одной из сборных английских команд".
Впрочем, Якушин к переменам отнесся спокойно: "Мы приехали в гости, и, в конце концов, дело хозяев решать, какую команду против нас выставлять". К слову, судил встречу Николай Латышев. По договоренности с британцами три поединка обслуживали их арбитры, а один - рефери из СССР.
Матч вошел в историю не только из-за результата: динамовцы победили - 4:3 благодаря дублю Боброва, голам Бескова и Сергея Соловьева. Игра проходила в густейшем тумане, который на Альбионе называют "гороховый суп". "Синявский подходил к бровке поля и спрашивал ближайшего к нему динамовца: "Леня, что там сейчас было?" - вспоминал Бесков. "Из пяти мячей первого тайма я видел только один. Случай уникальный в моей тренерской практике", - признавался Якушин. В перерыве, а также при счете 3:3 "Арсенал" предлагал прекратить встречу, но получал отказ.
Заключительным пунктом турне значился Глазго, соперником - "Рейнджерс", семь игроков которого представляли сборную Шотландии. И здесь ажиотаж был немыслимым. "Билет стоимостью в полтора-два шиллинга продается по баснословной цене, превышающей в 20-30 раз номинальную стоимость", - рапортовали "Известия" в день игры 28 ноября.
На дубль Василия Карцева хозяева ответили своими двумя голами. В первом тайме Хомич, как и во встрече с "Кардифф Сити", парировал пенальти. Поединок на стадионе "Айброкс" носил резкий характер. Цитата "Известий": "Вот какой вид имели московские динамовцы после матча: голова Семичастного забинтована, Карцев волочит ногу, Бесков хромает. У Хомича рука на перевязи, а все тело покрыто синяками и ссадинами. Да, ничья была боевой!"
Тем же вечером бело-голубые на поезде вернулись в Лондон. Впереди была обширная культурная программа, многочисленные приемы. Седьмого декабря динамовцы вылетели в Москву, где были встречены со всеми почестями. "19:9 - такого блестящего успеха не знала до сих пор ни одна европейская команда, выступавшая в Англии", - констатировал Синявский. Каждому игроку вручили в подарок американские остроносые ботинки, а через полгода выдали по 10 тысяч рублей.
"Сейчас, когда на нашу поездку я смотрю как бы с вершины лет, понимаю, какое большое дело сделала тогда команда московского "Динамо", - писал Якушин. - Мне до сих пор приходится встречать людей, которые, вспоминая те годы, непременно замечают: "Именно в те дни я начал увлекаться футболом".
Потом бело-голубые трижды прилетали в Великобританию в рамках еврокубков, однако визиты уже не вызывали подобной лихорадки. В 2008-м не стало Владимира Савдунина, последнего из остававшихся в живых участников турне (не выходил на поле в матчах). Его "Динамо" переживает не столь триумфальные времена, уже 39 лет команда не способна выиграть национальный чемпионат. Но в клубе чтят богатую историю, передают новым поколениям хронику легендарной поездки.