Роман Нойштедтер: «Все пацаны слушаются Клоппа»
Полузащитник «Шальке» Роман Нойштедтер рассказал Михаилу Бирюкову, почему он выбрал Германию и Гельзенкирхен, а не Украину и Мёнхенгладбах, и заявил, что Юрген Клопп – отличный тренер.
«У МЕНЯ НЕ БЫЛО ВОЗМОЖНОСТИ ВЫСТУПАТЬ ЗА УКРАИНУ»
– Привет, Роман! Или всё-таки Guten Tag? Когда ты в последний раз говорил по-русски?
– Привет! Давно… Я даже не помню, когда давал интервью на русском языке.
– Может быть, тебе удается перекинуться парой фраз с кем-то из русскоговорящих ребят в Бундеслиге?
– Иногда, например, с Андреасом Беком из «Хоффенхайма» или с Генрихом Шмидтгалем, игроком сборной Казахстана из «Гройтер Фюрт». В Германии достаточно много игроков, с кем можно пообщаться на русском, но такая возможность предоставляется редко. Еще в моей команде выступает румын Чиприан Марика, который когда-то играл в Донецке – он тоже хорошо знает русский, и временами мы общаемся на этом языке.
– Кем ты себя больше ощущаешь – немцем или украинцем? Принято считать, что выходцев из СССР легко отличить по привычкам и поведению.
– Я родился на Украине, но почти ничего не помню с той поры, потому что сразу переехал в Кыргызстан и жил там с бабушкой и дедушкой до четырех лет. Потом мы отправились в Германию, и здесь я ходил в детский сад и в школу. Конечно, я не забываю свою Родину, но считаю себя немцем. Я чувствую в себе немецкий менталитет.
– Поэтому ты и выбрал сборную Германии?
– Да. К тому же у меня не было возможности выступать за Украину. Пресса хотела моего вызова на Евро-2012 и спрашивала у тренера, видит ли он меня в составе сборной Украины на чемпионате Европы. Он сказал, что у меня нет украинского паспорта, и поэтому он не хочет, чтобы я был в команде. Я не знаю всех тонкостей – возможно, мне нужно было как-то оформиться или получить паспорт. Если бы всё это удалось сделать, то я бы, наверное, уже играл за Украину. Но после Евро я даже не думал о сборных. Я перешел в «Шальке» и начал хорошо играть. Затем мне позвонили из сборной Германии и вызвали на игру с Голландией – здесь никаких технических трудностей уже не было, потому что я играл за сборную Германии U-21.
– Ты не испугался конкуренции? В сборной Германии широкий выбор игроков на позицию опорника: Хедира, Швайнштайгер, Гюндоган, братья Бендеры…
– Нет, я не боюсь конкуренции – она была бы и в сборной Украины. В конце концов, в нынешнем сезоне я тоже получил много опыта. Наша команда играла на три фронта, поэтому я провел столько игр, сколько не проводил никогда. Думаю, что в начале сезона я был очень хорош, и мой вызов был справедливой наградой. И если я снова буду так играть, то у меня появится шанс.
– Тогда расскажи, какие эмоции тебя охватили, когда ты надел футболку сборной Германии.
– Каждый маленький пацан мечтает играть за сборную той страны, где он живет или где он вырос. Поэтому я испытал большую гордость, когда меня позвала одна из лучших сборных мира. Я получил то, о чем мечтал.
– Но пока Германия пролетает мимо титулов. Каковы шансы вашей сборной на победу в Бразилии?
– Шансы есть, и они очень большие, поскольку Германия – молодая команда. Каждый год много всё больше и больше молодых игроков получают хороший опыт в Бундеслиге. Они развиваются и попадают в сборную, где тоже играют классно. Поэтому у нас есть все возможности, чтобы взять трофей – в 2014 или чуть позднее.
«В «ШАЛЬКЕ» МЕНЯ ПРИГЛАСИЛ ЛИЧНО ХУБ СТЕВЕНС»
– В сборную ты попал после большого прогресса в прошлом году, который начался для тебя еще в Мёнхенгладбахе. Почему ты решил перейти в «Шальке»?
– Мой трехлетний контракт с «Боруссией» заканчивался, и там я многому научился – особенно у последнего тренера Люсьена Фавра. С ним мы отыграли хороший сезон, но я решил, что хочу чего-то нового. И тут как раз последовал ангебот (предложение – Прим.ред.) от «Шальке» – они объяснили, что я им интересен в качестве игрока основного состава. Я посоветовался со своим агентом, родителями и подругой – все они сказали, что если я хочу развиваться, то нужно сделать шаг вперед и отправиться в клуб, который лучше и который постоянно участвует в Лиге чемпионов. Ведь каждая игра этого турнира – новый урок, новый опыт. В 25 лет мне важно расти в профессиональном плане. Я достиг большого прогресса за последний сезон и хотел развиваться дальше.
– Насколько тяжело было адаптироваться на новой ступени?
– В «Шальке» меня пригласил лично Хуб Стевенс, и мне было важно, что тренер доверяет и хочет, чтобы я играл. Сначала были маленькие сложности – пришлось привыкать ко многим новым вещам. Но пацаны со мной нормально обращались, поэтому процесс адаптации прошел быстро. А если ты доволен, и отношения с коллективом хорошие, то тебе не составит труда сразу показать свои лучшие качества на поле.
– Но Стевенс в «Шальке» больше не работает. Тебя удивило увольнение голландского специалиста? Многие называют это решение руководства спорным.
– Увольнение Стевенса было неожиданным, но в футболе так часто случается, если команда не достигает результата. Жизнь в футболе очень быстрая. Для меня Стевенс был важным фактором в «Шальке»: я всегда у него играл, всегда развивался, стал футболистом сборной Германии и получил шанс сыграть в Лиге чемпионов. Конечно, ты не рад, когда такой тренер уходит. Но если ты профессионал, то тебе нужно проявлять себя не перед одним-двумя тренерами, которых ты знаешь, а перед каждым новым – это тоже нормальный процесс в футболе.
– Сейчас вами временно руководит Йенс Келлер. Может быть, вам уже известно, продолжит ли он работу в следующем сезоне на постоянной основе?
– Это, конечно, предстоит решать клубу. Мы можем только делать свою работу и играть в футбол, стараться побеждать в каждой игре. Но я не знаю, какие планы на этот счет у руководства – возможно, они хотят пригласить нового тренера.
– Есть мнение, что «Шальке» тяжело играть в отсутствие Хунтелара, который в этом сезоне либо травмирован, либо не может набрать форму. Чувствуете, что сказывается его потеря?
– У нас сбалансированный состав, а игра «Шальке» не зависит от кого-то одного. Важны все игроки – так что если кто-то сломан, то на их место придут другие ребята, способные играть в футбол. На той неделе гол забил Марика, недавно отличился Пукки, Раффаэл хорошо выходит на замену.
– Какая задача стоит перед «Шальке» на остаток сезона?
– Выиграть все оставшиеся матчи. Последние игры очень важны – мы хотим напрямую попасть в Лигу чемпионов, мы хотим слышать предматчевый гимн и сражаться с лучшими командами Европы. Думаю, что каждый футболист сейчас работает ради этого.
– «Шальке» было по силам пройти «Галатасарай» и попасть в четвертьфинал Лиги чемпионов. Почему вам не удалось воплотить преимущество в результат?
– Для нашей молодой команды многое было в новинку – у нынешнего состава «Шальке» не так много опыта в Лиге чемпионов. И это нормально, это такой процесс, который надо проходить. Поражение – очень важный результат, так как оно заставляет учиться. Если у нас будет такая же игра и в следующем сезоне – мы пройдем дальше, поскольку теперь каждый знает свои ошибки и понимает, над чем ему нужно работать. Для меня и еще нескольких игроков это был первый сезон в Лиге чемпионов, но я уверен, что в следующем году мы станем опытнее и лучше.
– Ты успел пропитаться особой атмосферой Лиги, о которой так много говорят футболисты?
– Я заметил, что в футбол там играют немного по-другому. Каждая команда старается надежно действовать в обороне, потому что любая ошибка на таком уровне может стоить поражения. Цена каждой потери мяча очень велика, и фокусироваться на игре нужно все 90 минут.
«НЕ РИСКНУ ПОСТАВИТЬ НА ПОБЕДУ «БАВАРИИ» В ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ»
– Вы ведете борьбу за четвертую строчку и место в Лиге чемпионов, но ведь совсем недавно для Германии она была лишь пропуском в Лигу Европы. Прогресс Бундеслиги заметен?
– Конечно, это один из лучших турниров Европы, и у нас выступает всё больше ярких игроков. Сейчас «Бавария» и «Боруссия» вышли в полуфинал Лиги чемпионов, что, безусловно, хороший показатель для немецкого футбола. И заслуга в этом не только двух клубов, но и других команд Германии. Ведь если бы «Бавария» в отсутствие конкурентов побеждала каждый год, немецкое первенство не считалось бы сильным.
– Но в этом сезоне у «Баварии» не было соперников.
– Сложно сказать, почему так вышло. Наверное, мюнхенцы выкладывались больше, чем другие. Тем более, их подгоняла мотивация, ведь два года подряд они ничего не выигрывали. А «Бавария» воспитана так, что должна стоять в Германии на первом месте. Мюнхен провел великолепный сезон, поэтому, можно сказать, заработал первое место своим трудом.
– А рискнете поставить на успех подопечных Юппа Хайнкеса в Лиге чемпионов?
– Нет, ведь еще есть две очень-очень сильные испанские команды, которые также хотят выиграть.
– И еще есть «Боруссия». Ты поверил своим глазам, когда Дортмунд за две минуты переломил ход игры с «Малагой»?
– На самом деле, тогда я не мог поверить в то, что «Боруссия» покинет Лигу чемпионов. Она владела преимуществом в обоих матчах с «Малагой» и создала больше опасных моментов. Но раз они хотели выиграть, то у них всё должно было получиться – и получилось.
– Есть ли у Дортмунда шанс побороться за главный трофей или же это слабейшая команда квартета?
– Шансы есть у всех, ведь существует много примеров, когда турниры выигрывали команды, от которых этого не ожидали – «Порту» в 2004 году, например. «Боруссия» хорошо играла с «Реалом» в группе и даже побеждала Мадрид дома, так что всё возможно.
– Сложно представить успех «Боруссии» отдельно от Юргена Клоппа. Когда ты играл в молодежке «Майнца», он как раз тренировал вашу основную команду. Сталкивался ли ты с ним?
– Да, сталкивался. Он отличный тренер, и поэтому все пацаны всегда его слушаются. Если Клопп что-то говорит, то у футболистов это обязательно получается – его слова не произносятся впустую. За это ребята доверяют ему. Но самое главное, на мой взгляд, это то, что он умеет хорошо общаться с игроками. Поэтому Клопп делает большую и хорошую работу.
– С другой звездой Дортмунда, Марко Ройсом, вы тоже давно знакомы и играли с ним еще в Гладбахе и немецкой молодежке. Можно ли назвать его лучшим игроком Германии?
– Такой титул дали ему в прошлом году, когда он провел великолепный сезон в Мёнхенгладбахе. Но и сейчас видно, что он здорово развивается, работает над собой и становится еще лучше.
– Гельзенкирхен и Мёнхенгладбах – это крохотные города в Рурском регионе, известные, наверное, только футболом. Чем там вообще можно заниматься в свободное время?
– Наверное, это не самые комфортные для жизни города, но там живут очень приятные люди. Местные фанаты любят свои клубы и всегда стоят стеной за игроков. Лично я живу в Дюссельдорфе – это очень хороший и красивый город. Здесь нет проблемы в том, чтобы где-то поужинать, сходить в кино или посетить музей – есть много дел, которыми можно заняться в свободное время.
– А в интернете ты много времени проводишь? Сейчас чуть ли не у каждого человека на планете есть аккаунт в Facebook или Twitter.
– У меня есть страница в Facebook, но много я не пишу. Не хочу описывать каждый бытовой момент – «Мы едем на игру», «У нас завтра тренировка» или «Я пошел в душ». Я думаю, это не слишком важно для фанатов – я хочу, чтобы они понимали, что я веду не только футбольную жизнь. Поэтому я оставляю записи о каких-то важных событиях или же просто размещаю фотографии. Кстати, в твиттере у меня аккаунта нет – записи на страничке ведет кто-то другой.
«МОГУ ПЕРЕЕХАТЬ В РОССИЮ ИЛИ УКРАИНУ. НО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ 4-5 ЛЕТ И НА ПАРУ СЕЗОНОВ»
– Следишь за футболом на востоке Европы?
– Очень мало – только в том случае, если эти команды выступают в Лиге чемпионов или Лиге Европы. К тому же, у меня нет канала, чтобы смотреть матчи русских или украинских команд. Да, я иногда заглядываю в таблицы чемпионатов, но не более. Правда, сейчас даже не могу сказать, кто на каком месте там расположен.
– Постоянно появляются слухи о переходах российских или украинских игроков в Бундеслигу. Как считаешь, способны ли парни с востока усилить немецкий чемпионат?
– Эти лиги прогрессируют, а игроки из сборных России или Украины становятся всё лучше и лучше. Думаю, у них не будет проблем, чтобы заиграть в клубах Бундеслиги, если такая возможность появится. Примеры Павла Погребняка и Анатолия Тимощука говорят сами за себя – сразу после переезда в Германию они стали основными футболистами в своих командах.
– А можешь представить себя в футболке клуба из Украины или России?
– Да, в футболе всё возможно – тем более, я говорю по-русски. Вполне могу переехать играть в Россию или Украину. Но только, не сейчас, а через 4-5 лет и на пару сезонов.
– Какие же тогда чемпионаты наивысшие в списке твоих приоритетов?
– Испания, Англия, Италия, Германия – это четыре лучшие лиги Европы. Если мне когда-нибудь нужно будет выбирать новый клуб, то, конечно, я предпочту команду из трех других топ-лиг.
– А есть ли у тебя самая любимая команда в Европе? Помимо «Шальке», конечно же.
– Я много смотрю футбол, но такой команды нет, поскольку я сам выступаю за отличный клуб. Да, мне симпатичен стиль «Барселоны» или «Манчестер Юнайтед», но в первую очередь я смотрю на себя и свою команду – а «Шальке» тоже на хорошем счету в Европе.
– Может быть, тогда у тебя есть любимые игроки, на которых ты лично хочешь равняться?
– Нет, я не смотрю на других игроков, и идеалов у меня нет. Конечно, можно подражать чьей-то манере игры, но я стараюсь играть так, как умею – быстро отправлять мяч вперед или выигрывать единоборства; делать обычную работу, которая будет приносить пользу моей команде.