Детство и юность

Не меньший интерес вызывает и сама судьба спортсмена, который, казалось бы, вообще не должен был иметь ничего общего с хоккеем. Валерий родился 14 января 1948 года в Москве. Его мать — этническая басконка Хермона Ориве-Абад, которую также называли Бегония. Она родилась в Бильбао, сердце Страны Басков, которая входит в состав Испании.

Ещё в 1937 году девочку привезли в СССР. Это было связано с Гражданской войной в Испании. Эвакуацию детей тогда организовали местные власти и Красный крест. Сразу несколько европейских стран согласились принять у себя беженцев. По данным Красного креста, в СССР привезли более 5000 детей и подростков в возрасте от 3 до 14 лет. По некоторым сведениям, девочку перевозили в Одессу, а затем и в Тбилиси, но затем она осела в Москве. В 1939 году многие из испанцев вернулись на родину. Но Хермона Ориве-Абад осталась в СССР.

С будущим мужем, Борисом Харламовым, Бегония познакомилась в конце 40-х годов. Они оба работали на инструментальном заводе в столице, а впервые встретились на танцах. Вскоре между ними завязались отношения, а в 1948 году у них родился сын. Любопытно, что роды у женщины начались прямо в машине, довезти её до больницы не успели. Таким образом, Валера родился в автомобиле.

Борис и Хермона никак не могли узаконить отношения, так как у испанки был лишь вид на жительство в СССР. Расписались де-факто супруги уже когда Валерию было три месяца. А ещё через год в семье родилась дочь Татьяна.

Любопытно, что в семье Харламовых говорили не только на русском, но и на испанском. Поэтому сын с детства был приучен к мультикультурализму. Многие биографы утверждают, что взрывной характер один из лучших хоккеистов СССР получил от матери.

Детство Валерия было непростым, как и у подавляющего большинства в военные годы. Вес младенца составлял менее 3 кг, из-за недоедания ребенок рос слабым и болезненным. Врачи запрещали мальчику физические нагрузки. А уже в 13-летнем возрасте он переболел ангиной, которая привела к серьёзнейшим осложнениям. Врачи в итоге диагностировали у Харламова порок сердца, его даже освободили от посещения уроков физкультуры.