БОМБОНЕРА
«И сквозь вязкую дрему гнедого болота
основатели края на шхунах приплыли
Пробивались к земле через цвель камалота
размалеванных лодок топорные кили»
С этими строками из стихотворения Хорхе Луиса Борхеса «Легендарное основание Буэнос-Айреса» в переводе Б. Дубина ассоциируется район аргентинской столицы Бока (La Boca), в котором расположен один из самых экстравагантных стадионов мира.
Бока считается главным местом проживания эмигрантов.менио(Теперь понятно почему Арменио там выиграл - свои болелы)Архитектура и быт этого прибрежного района, расположенного в устье реки Ла-Плата, свидетельствует о безграничной фантазии местных жителей. Колорит и близость опасности щекочет нервы, но не отпускает. Скорее затягивает. Мастерские, музеи и культурный центр - с одной стороны. Ржавые, весьма неприглядные, портовые строения - напротив. Публика тоже разношерстная. Смесь кровей, разность темпераментов, полярность ценностей. Кто-то, одетый с иголочки, улыбается и приветствует. Кто-то, рваный и босой, исподлобья косится с надеждой поживиться. Но всякий непременно укажет путь к одной из главных районных достопримечательностей - стадиону «Бомбонера» - дому самого популярного аргентинского клуба «Бока Хуниорс». Районные контрасты, парадоксы и несуразности перенеслись и на футбольную арену, долго, даже чересчур, искавшую свой нынешний облик.
Клуб «Бока Хуниорс», основанный в 1905 году, сменил несколько площадок, прежде чем в 1924-ом арендовал земли, расположенные вдоль улицы Брадсен. Новая футбольная арена была открыта шестого июня. Соперником «Боки» стала команда из Монтевидео, что символично, так как центром южноамериканского футбола в то время был Уругвай. К 1938 году уже назрел вопрос реконструкции, но, поразмыслив, руководители решили возводить стадион с нуля. По задумке он должен был быть гигантских размеров - вмещать порядка 130-150 тысяч зрителей. «Боку» на сезон приютили соседи из «Феррокаррил Оэсте». Правда, чтобы мест всем поклонникам команды хватило, пришлось перевезти со старого стадиона целую деревянную трибуну. Тем временем, возникли серьезные проблемы с новостройкой. Наполеоновским планам мешала железная дорога, располагавшаяся под боком. Она пролегала прямо по гипотетическому центру будущего футбольного поля. Тогдашний президент клуба Камило Сичеро в духе советских рационализаторов, грозившихся повернуть реки вспять, не видел в этом никакой проблемы. Ну действительно, там реки, а тут какая-то дорога. Подумаешь. На деле же вышло иначе. Мэр города наотрез отказался переносить железнодорожное полотно, сославшись на близость воды. Болельщики «Боки» тут же заподозрили его в симпатиях к ненавистному «Ривер Плейту». На самом же деле градоначальник, инженер по профессии, руководствовался сугубо практическими соображениями. А болел, кстати, за «Боку».
В общем, к моменту открытия, в 1940 году, у стадиона было лишь две трибуны, расположенные перпендикулярно железной дороге. Камило Сичеро, продолжая вести войну с мэром, распорядился временно повернуть поле на 90 градусов и вписать его в уже готовый контур. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Болельщики «Боки» постепенно свыклись с мыслью, что навстречу их клубу никто не пойдет и нужно жить дальше. В 1953 году была возведена третья трибуна, примкнувшая к злосчастной «железке». Форма конструкции напоминала конфетную коробку, по поводу которой идут исторические споры. Кто-то считает, что речь идет о коробке шоколадных конфет, но апологеты карамели имеют неоспоримый аргумент. Они утверждают, что стадион получил прозвище не из-за формы коробки, а из-за акустического сходства компактной арены, набитой вечно грохочущей, пляшущей и скачущей публикой, с банкой, в которой гремят леденцы -монпансье. По-испански буквально это звучит как «Бомбоньера», но произносят и даже пишут «Бомбонера» - скорее всего, по «правилам» местного полуиспанского-полувсемирного суржика. Официально же стадиону было присвоено имя Камило Сичеро, того самого президента-революционера.
«Бомбонера» сразу стала нелюбимым местом для остальных команд, поскольку обыграть на ней «Боку» было настоящим подвигом. Перформанс, музыкальное сопровождение и тот самый «конфетный» грохот инчады оказывали слишком сильное воздействие на соперника. Тем не менее, сборная Аргентины была на «Бомбонере» редким гостем. Слишком уж неприглядно выглядела огромная дыра с видом на густо застроенный небольшими домиками квартал. Только в 1996 году тогдашний президент «Боки» Маурисио Макри нашел выход. Была построена отвесная трибуна-стена, в которую были вмонтированы ресторан, бары, комфортные ложи. Одну из них тут же облюбовал Диего Марадона - главный фанат «Боки». Многочисленные родственники «великого» стали завсегдатаями арены и головной болью ее администрации. Поменялось внешнее убранство, а также внутренний интерьер, который был разработан и создан художником Пересом Селисом. На стенах «Бомбонеры» изображены теперь легендарные футболисты клуба и многие аспекты жизни самого района Бока. С 2001 года в инфраструктуру стадиона входит еще и музей славы (Диего Марадона и все, что с ним связано, здесь в центре внимания и привлекает толпы туристов).
Изменилось и официальное название. Оно стало данью памяти человека, 23 года стоявшего у штурвала «Боки» в качестве президента. С сеньором Альберто Армандовязывают самые первые громкие международные успехи команды. Этот человек, невзирая на экономические и политические катаклизмы 1970-х, которые лихорадили Аргентину, смог создать суперклуб (8 чемпионских титулов в национальном первенстве и 2 Кубка Либертадорес). Так к 2002 году «Бомбонера» наконец обрела имя и современный эксклюзивный вид, скопировать который вряд ли кому придет в голову. Ее отличает естественность, которая пусть и не очень понятна постороннему глазу, но продолжает традиции района, из которого она родом.